Обеспечение надежности линий связи систем передачи извещений о пожарах.
К моменту вступления в силу изменений части 7 статьи 83 ФЗ-№ 123, обязывающих дублировать сигналы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, уже существовало и даже нашло широкое применение оборудование, полностью отвечающее новым требованиям. Для выводов сигналов пожарной сигнализации на пункты связи пожарных частей применялись радиопередатчики (радиосигналы), телефонные информаторы (связь посредством телефонных сетей населенных пунктов) и устройства передачи сигналов по GSM-каналам (сотовая связь).
Помимо законов, иных нормативных правовых актов и нормативных документов, направленных на обеспечение пожарной безопасности, в стране есть и другие законы, которые в том числе регламентируют оказание услуг связи.
Наиболее заслуживающими внимания в рассматриваемом аспекте являются: Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 895 «Об утверждении положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ППРФ № 895) и действовавшее на момент вступления в силу изменений части 7 статьи 83 ФЗ-№ 123 Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» (далее — ППРФ № 328).
Не вдаваясь в подробности, укажем, что в соответствии с пунктом 5 ППРФ № 328 при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера оператор связи в порядке, определенном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, вправе временно прекращать или ограничивать абоненту оказание услуг подвижной связи.
Согласно пунктам 5 и 6 ППРФ № 895 в случае чрезвычайных ситуаций, в целях обеспечения проведения приоритетными пользователями неотложных мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также обеспечения деятельности в области государственного управления, обороноспособности и безопасности государства, обеспечения правопорядка, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, использование любых сетей связи и средств связи, сохранившихся в зоне чрезвычайных ситуаций, может быть приостановлено или ограничено независимо от формы собственности, правовых оснований владения и пользования ими, категорий сетей связи, функционального предназначения и технических характеристик средств связи, а также организационно-правовой формы организаций, в ведении которых находятся сети связи.
Пунктом 2 того же ППРФ № 895 в качестве приоритетных пользователей любых сетей связи и средств связи определены: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, находящиеся в их ведении службы и агентства, а также координационные органы всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, все вышеперечисленные способы трансляции сигналов пожарной сигнализации от объекта в пожарную часть посредством проводной телефонной связи через АТС населенного пункта, радиосвязи через приемо-передающие устройства частных охранных предприятий, а также сотовой связи не могли быть стопроцентно надежными в моменты чрезвычайных ситуаций.
Выход был найден достаточно простой, хотя и неочевидный — предоставление МЧС (как приоритетному пользователю сетей и средств связи) для трансляции сигналов пожарной сигнализации с объектов в пожарную часть выделенной радиочастоты, которая не может быть заглушена даже во время чрезвычайной ситуации.
При этом услуги по приему сигналов, передаваемых с объектов, со стороны МЧС оказываются на безвозмездной основе.